Опалубка из фанеры – в чем разница с инвентарной, изготовленной в заводских условиях?
Монолитное строительство использует различные формообразующие системы, как собираемые из подручных материалов вручную, так и профессиональные – изготовленные в заводских условиях элементы высокой точности, которым легко придать любую, заданную проектом, конфигурацию.
И в тех, и в других случаях в качестве контактной поверхности чаще всего используется фанера – недорогой материал, при определенных условиях обеспечивающий бетонному элементу необходимую гладкость. Однако, на этом сходства заканчиваются.
Дело в том, что в самодельных (собираемых вручную) системах применяется самая разная, включая низкокачественную, фанера:
- ФК. Количество рабочих циклов – не больше одного.
- Водостойкая ФСФ. Способна пережить несколько использований.
- Ламинированная. За счет гладкой поверхности облегчает распалубку. Количество рабочих циклов зависит от толщины и класса изделия.
Что до инвентарной (заводской) оснастки, то, во-первых, фанера там не основной материал. Она используется исключительно в качестве палубы, фиксируемой на прочный стальной или алюминиевый каркас. А, во-вторых, вместе с профессиональной опалубкой применяется только ламинированная фанера. Да и то не каждая.
Скажем, наша компания имеет дело с листами толщиной не менее 18 мм. Их оборачиваемость составляет 50-80 рабочих циклов (в зависимости от производителя). Количество слоев – 11.
К недостаткам самодельной опалубки (по крайней мере, по сравнению с заводской) следует отнести и трудоемкость ее изготовления. Чтобы собрать фанерную форму, необходимо:
- Выполнить раскрой листов, правильно рассчитав их высоту (та должна быть чуть больше, чем у фундамента).
- Распилить деревянные брусья 50х50 мм под каркас.
- Смонтировать щиты, прибив бруски гвоздями к фанере.
- После установки элементов в траншею, выровнять и усилить конструкцию обрезками досок.
- Установить распорки внутри щитов (у инвентарной опалубки эту функцию берут на себя стяжные винты).
- Защитить форму от протечек, выстелив ее полиэтиленовой пленкой.
Заводское оборудование — дело иное. Его основу составляют полностью готовые к применению щиты с каркасом на металлическом профиле, выполненном на оборудовании с ЧПУ. Безупречная точность их размеров и геометрии (вплоть до долей миллиметра) обеспечивает простоту монтажа и защиту от непредвиденных ситуаций после заливки.
Помимо прочего, такие элементы обладают еще и стойкостью к колоссальному деформирующему воздействию бетонной смеси.
Сравнение самодельной опалубки из фанеры и заводской, имеющей палубу из того же материала
Выводы
Самодельная опалубка из фанеры хотя и имеет право на существование, не отличается достойными эксплуатационными характеристиками. Единственное ее преимущество – низкая стоимость, однако при отсутствии должных навыков персонал легко может допустить ошибку в проектировании и монтаже подобных систем. В свою очередь на площадке это обернется негативными последствиями, устранение которых превзойдет всю достигнутую экономию. В то же время заводская опалубка – это простая в работе, безопасная в использовании форма, обеспечивающая оптимальные условия созревания бетонной смеси. Единственный ее недостаток – высокая стоимость. Но и его легко устранить, если не покупать, а арендовать оснастку на нужный период. В этом случае строитель оплачивает только фактическое использование нужного ему оборудования.